- Пасха
- "праздник опресноков" один из трех великих иудейских праздников в память чудесного избавления евреев от египетского рабства. Праздник назван П. от слова, означающего "пощада, прохождение", для обозначения того, что ангел погубляющий, видя кровь агнца на дверных косяках и перекладинах, проходил мимо и щадил еврейских первенцев. П. продолжалась 7 дней, с вечера 14 по 21 месяца авива, или нисана. В 10 день этого месяца глава семейства должен был выбрать однолетнего агнца, называвш. П., без порока. Этот агнец из овец или коз должен был быть заклан вечером в 14 день, и его кровью смазывались оба косяка двери и верхняя перекладина. Впоследствии вместо этого священник кропил жертвенной кровью жертвенник во дворе скинии или храма. Мясо животного, вместе с внутренностями, должно быть испечено и съедено с горькими травами в память горестной жизни и тягостного рабства в Египте. Кости агнца не должны быть раздроблены, мясо должно быть все съедено, а остатки сожжены. Есть надо было с особен. поспешнос., стоя, опоясанными, обутыми и с посох. в рук., готов. к быстрому отходу. Впоследствии, в земле обетованной, евреи ели не спеша и "возлежа". В 1 и 7 дни П. был праздничный покой от всяких работ. Собирались ежедневно священные собрания, ежедневно сожигались великолепные жертвы. Употребляли в П. только опресночный хлеб, а не кислый, под опасением истребления из среды Израильской, для напоминания еврейскому народу, что он призван быть народом чистым, свободным от порчи квасом египетским, т. е. чуждым египетской испорченности. В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни во Христе, т. е. что христиане чрез пасху Христа будут очищены от ветхой закваски греха и должны праздновать новую П. "в бесквасии чистоты и истины". По Нов. Завету, агнец пасхальный прообраз Христа, принесшего себя в жертву искупления всего человечества от рабства, греха и смерти; заклание агнца и вкушение его прообраз страданий и смерти И. Христа и вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии; несокрушение костей агнца прообраз неперебития голеней И. Христа на кресте. В настоящее время евреи празднуют П. восемь дней и все время воздерживаются в пище от всего "квасного". Вечером 13 нисана еврей обходит свой дом с целью собрать остатки квасного хлеба, которые на другой день сжигаются. Праздничными днями считаются 2 первых и 2 последних дня П.; остальные дни "праздничные будни", в котор. работать не возбраняется. В 1-е 2 вечера совершается торжественная трапеза, с символическими образами в память рабства египетского и избавления от него. По приходе из синагоги глава семьи совершает освящение праздника над чашей вина, причем он старается "возлежать" по древнему обычаю; затем вкушают горьких трав; малолетний сын задает отцу 4 установленных вопроса о причинах торжества; в ответ на это вся семья читает "пасхальную агаду" рассказ об исходе евреев из Египта и о праздновании этого события древними евреями. Выпивают 4 тоста, из которых один, по окончании трапезы, предназначается прор. Илии, ожидаемому предвестнику Мессии, и произносят стихи о бедствиях Израиля, причиненных ему "народами, не познавшими Бога". Трапеза заканчивается хвалебными гимнами и славословиями.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.